ПОБЕДА ИЛИ "ПОКАЯНИЕ"
Колонка обозревателя
Из всех вариантов "национальной идеи" правящий режим остановился пока на Дне Победы. Действительно, в положительном отношении к результатам Победы советского народа в Великой Отечественной войне едино огромное большинство российских граждан. Согласно проведенным в канун 9 Мая социологическим опросам, 77% опрошенных убеждено, что Советская Армия освободила страны Восточной Европы от фашистской оккупации, дав им возможность спокойно жить и развиваться. 63% собирались праздновать День Победы, хотя в 2000 году таковых было 84%.
Такое сокращение ставит под сомнение приписываемую Путину заслугу в возрождении духа державности и патриотизма. Это говорит, скорее, о том, что за внешним единством вокруг Победы продолжается острейшая идеологическая борьба. В ней схлестнулись несколько точек зрения.
Точка зрения коммунистов остается ясной и неизменной. В Великой Отечественной войне социализм противостоял фашизму как передовому отряду мирового империализма. Советский Союз воевал против гитлеровской Германии и ее сателлитов. Коммунисты победили нацистов. При этом для советского народа во внутриполитическом плане задачи классовой борьбы против эксплуататоров полностью совпали с задачами национально-освободительной борьбы. В международном плане задачи борьбы с фашизмом совпали с задачами защиты буржуазно-демократических свобод и прав человека. На последнее обстоятельство у нас не всегда обращают должное внимание. Однако именно триединство социалистических, патриотических и общедемократических задач еще до войны нашло свое выражение в тактике единого народного фронта. А после войны - специально подчеркнуто Сталиным в его политическом завещании - речи на XIX съезде партии.
Понятно, что такое общественно-политическое содержание праздника Победы нынешнюю власть устроить никак не может. Поэтому сначала, в пору раннего ельцинизма, День Победы попытались просто затоптать. А потом, когда из этого ничего не вышло, - выхолостить его реальную суть. Убрать серп и молот со Знамени Победы. Сменить его символику на георгиевскую ленточку. Замаскировать на парадах фанерной перегородкой Мавзолей В.И. Ленина - истинный идейный и архитектурный символ двух настоящих Парадов Победы 1941 и 1945 годов. Уподобить праздник Победы карнавалу, превратив его в нечто среднее между конкурсом Евровидения и пивным фестивалем. И, конечно, стыдливо молчать о том, с кем и с чем воевал, кого победил советский народ. Молчать вообще о советском народе, не говоря уже о Коммунистической партии и Верховном Главнокомандующем.
В итоге власть сама создала вокруг Дня Победы идеологический вакуум, а теперь устами президента Медведева сетует на то, что вакуум заполняется новыми, "очень спорными", трактовками войны. Что это за "спорные" трактовки, хорошо известно. Это возложение равной ответственности за войну на Советский Союз и нацистскую Германию, это приравнивание коммунизма к фашизму. Они выносятся на голосование в ПАСЕ, они возведены в ранг государственной идеологии в Прибалтике и на Украине. И нечего греха таить, они распространены и в России в известных "либеральных" и черносотенно-"патриотических" кругах. Так, 11% опрошенных согласны с тем, что Советская Армия освободила страны Восточной Европы от фашистской оккупации, но взамен насадила там прокоммунистические диктаторские режимы, которые угнетали людей и фактически лишили эти страны независимости.
Бороться с такими "трактовками" идейно, то есть с точки зрения исторической правды, правящий режим не в состоянии. Признание правды означало бы для него сдачу собственных "сувенирно-демократических" позиций. Поэтому принимается малосодержательный закон "О противодействии реабилитации в новых независимых государствах на территории бывшего Союза ССР нацизма, нацистских преступников и их пособников". В этом законе нет главного - социально-экономического определения сущности нацизма и фашизма как открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, шовинистических, империалистических элементов финансового капитала.
Президент Медведев призывает отстоять историческую истину и обещает не позволить никому "подвергнуть сомнению подвиг нашего народа". Было бы хорошо призыв подкрепить личным примером. Однако какую же истину о войне и Победе отстаивают первые лица государства? И можно ли отстаивать ее успешно, старательно обходя вопрос о том, кто с кем и за что воевал? В славословиях по адресу Победы фигурирует, с одной стороны, абстрактный "народ", а с другой - столь же абстрактный "враг". Лишь однажды на предпраздничной встрече с ветеранами Путин сказал, что победил советский народ, не уточнив, кого он победил. А Медведев вскользь упомянул о нацизме и фашистской военной машине, умолчав о социализме и советском строе. Так сказать, разделение труда+ А в результате как был идейный вакуум, так и остался.
Но свято место пусто не бывает. В борьбу за идеологическое наполнение праздника Победы активно включилась церковь. Патриотическая позиция православной церкви, впрочем, как и других конфессий, хорошо известна и никем не оспаривается. Но сегодня мы сталкиваемся с новыми явлениями, вызывающими как минимум недоумение.+На панихиде в честь 65-й годовщины полного освобождения Ленинграда от блокады некий петербургский иерей заявил, что блокада была божьей карой городу за Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года. По его словам, если бы петербуржцы тогда не бунтовали, то не было бы никакой блокады и вообще Второй мировой войны. Город же устоял потому, что Господь принял молитвы и покаяние людей, которые осознали свою вину и искупили ее очень дорогой ценой. Три месяца назад на это немногие обратили внимание - мало ли кто что скажет. Но оказалось, что иерей озвучил вполне официальную позицию Русской православной церкви. Накануне Дня Победы не кто иной, как сам Патриарх Кирилл сказал, что Победа была чудом, поскольку фашист ская Германия во всех отношениях превосходила Советский Союз. И мы не победили бы в войне, если бы колоссальные напряжения и усилия людей не сочетались с горячей молитвой и верой. На войне не было неверующих, а отличие заключалось лишь в том, что одни умели креститься, а другие - нет. В то же время и те, и другие поднимались в атаку с одним воздыханием: "Господи, спаси, помоги, защити".Пока все вроде бы ничего. Духовное лицо по своему статусу просто обязано видеть во всех происходящих событиях промысел божий. Но, кроме того, Патриарх, упомянув о том, что в войне погибло почти 27 миллионов человек, выдвинул еще один, совершенно чудовищный тезис: "Народ наш искупил грех богоотступничества, разрушения святынь, отказа от Бога, поругания всего святого и великого, что было, кровью своей. Но Господь, приняв эту жертву искупления, не допустил погибели страны нашей".Считать наш народ повинным в тяжких прегрешениях между 1917 и 1941 годом, борьбу за свободу - поруганием всего святого и великого - это, в конце концов, личное дело Владимира Гундяева. Чудовищно здесь другое: в представлении Патриарха, Господь Бог принимает человеческие жертвы. Называть принятие 27 миллионов жизней в обмен на чудо "тайной божественного милосердия" - это значит излагать не православную, не христианскую и даже не ветхозаветную, а первобытно-языческую концепцию божества. Христос не требует жертвоприношений. Христианство как вероучение стоит на том, что грехи человечества искуплены две тысячи лет назад одной-единственной жертвой - крестной смертью и воскресением Христа. Ветхозаветный Иегова, правда, склонял Авраама принести ему в жертву сына, но в последний момент заменил Исаака на овна. Бог же, насылающий на "свой" народ бедствия за малейший грех, бог, питающийся кровью человеческих жертв, - это кровожадный бог Карфагена - Ваал, он же Молох, он же Вельзевул. Только в руках Вельзевула Гитлер может быть орудие м возмездия за грехи человеческие.Тем не менее именно эта концепция положена в основу "новой" идеологии Дня Победы, в фундамент "национальной идеи". По сути, это все та же либеральная идея, только в ином златотканом облачении. Народу в очередной раз предложено покаяться. А мы хорошо помним, что перестройка начиналась именно с изуверского "покаяния". Это и понятно: режим ничего не может предложить народу, кроме перманентного переживания собственной "греховности". Иначе народ может задуматься и об иных причинах своих бед.
Александр ФРОЛОВ. [14/05/2009]